четверг, 24 декабря 2015 г.

Конспект семинара Л. Петрановской о привязанности


Друзья, по-прежнему очень рекомендую познакомиться с теорией привязанности в книге Л. Петрановской "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка". (картинка со стадиями развития привязанности из этой книжки)
Также о стадиях формирования привязанности можно прочитать в брошюре альфа сообщества "Привязанность: жизненно важная связь"

Там, в общем, о том же, но несколько другими словами. плюс у Л.В. отличаются взгляды на привязанность у детей школьного и подросткового возраста. 

Стадии развития привязанности.
1.       Вынашивание (беременность)

2.       Донашивание (до начала ползания)
Ребеночек постоянно на руках у матери, адаптируется к жизни. Формируется базовое доверие к миру: нужен я или не нужен, есть я или нет (поэтому младенцам принято рассказывать, как их зову, что они делали, показывать его ручки-ножки и т.п.). В случае нарушения привязанности сомнения в своем существовании, в своем праве на жизнь.

3.       «У юбки» (от ползания до кризиса 3 лет).
Малыш рядом с мамой, формируется поведение следования. Дети следуют за родителями как физически, так и ментально ( копируют их поведение, демонстрируют послушание)
Формируется привязанность как психологическая утроба, которая помогает ребенку справляться с фрустрацией (ребенок делает много попыток научиться чему-то, падает, разбивается, но продолжает учиться). При фрустрации вырабатываются гормоны стресса, задача родителя – успокоить, не подавляя чувства, обеспечить контейнирование переживаний (то, что Ньюфелд называет «слезы тщетности»). Так гормоны стресса постепенно сменяются на гормоны любви (окситоцин – гормон оргазма). У человека вырабатывается устойчивость к фрустрации и способность легко справляться со стрессом.  
В случае нарушений: если контейнирование отсутствовало, родители не утешали, а ругали ребенка, стресс накапливался, переживания оставались внутри. Растет «человек с железными нервами», возможно посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматика (высокое давление, аутоиммунные заболевания). Потеря чувствительности, уязвимости.
Раньше существовала традиция мужских слез (тризна, три дня оплакивания погибших после битвы), контейнирование переживаний нужно и взрослым.
Если родители гиперопекающие, они старались сделать так, чтобы ребенок избегал фрустрации, всегда «подстилали соломку», лишали его опыта переживания неудач. Ребенок вырастет безинициативным, пассивным.

4.       Кризис 3 лет.
«На меня напала истерика». Ребенок начинает воспринимать себя как отдельную личность, не соглашаться и конфликтовать. Важен опыт переживания конфликта, который потом распространяется на взрослую жизнь. Чем более бурно протекает кризис, тем легче потом пройдет подростковый и тем легче будет ребенку во взрослой жизни.
Как справиться с детской истерикой без рукоприкладства? Оригинальные способы: расслабить нижнюю челюсть, попробовать ругаться лежа, встать на одну ногу (помогает переключиться), считать до десяти и дышать.

5.       Нежный возраст. 4-6 лет.
Ребенок становится заботливым, внимательным к другим. Просит завести домашнего питомца. Рисует сердца и открытки с признаниями в любви родителям.
Важно не превращать ребенка в своего психотерапевта, не пользоваться его желанием заботиться.

6.       Кризис 7 лет. Жизнь в социуме.
К этому моменту формируется внутренний образ родителя, так что родитель «внутри» у ребенка, впервые возникает устойчивость к разлуке (до этого не рекомендуют ребенка одного оставлять в санатории или лагере, надолго разлучаться с родителями). Дети становятся менее ранимыми. Основные события жизни ребенка происходят вне семьи. Важен образ наставника. Родителю нежелательно быть наставником, поскольку наставник – оценивающая фигура, а родитель должен обеспечить безусловное принятие.

7.       Подростковый кризис.
Сильные физиологические изменения, детям тяжело их переносить. Двусмысленность положения современных подростков: вроде не взрослый, уже не ребенок. «Не лезьте в мою жизнь, но дайте денег на кино». Заканчивается поведение следования и привязанности. В природе такие особи живут отдельно, львов изгоняют из прайда из-за опасности инцеста. В современном обществе много минусов от того, что половозрелые дети живут с родителями, можно отдать ребенка в школу с проживанием.

Травмы привязанности 
Травмы условно делятся на две категории: дефицитарные (не было чего-то важного) и событийные (насилие, потери близких и т.п.). Дефицитарные травмы люди привыкли не замечать.

1.       Депривация (отсутствие родителя) – сироты. В «лайт-варианте» дети, у которых мама в послеродовой депрессии.
При любой травме возможны разные варианты, куда «пойдет» привязанность.

А. Диффузная привязанность. Формируется к группе, «ко всем сразу», фактически группа становится «родителем» для сироты. После детского дома это криминальные группы, секты, алкогольные компании. В детском доме ребенок привязывается к ровесникам, но и к кому конкретно, отсутствуют персональные отношения. Потребность в успокоении реализуется через зависимости.

Б. Функциональная привязанность. У домашнего ребенка может сформироваться в случае, если мать отсутствует в жизни ребенка, а няни постоянно меняются, ему не к кому привязываться. Формируется недоверие ко взрослым, ребенок приучается использовать их. Истероидные дети.

В. Перевернутая привязанность. В случае, если рядом нет надежных взрослых, ребенок попадает в «альфа-комплекс» и сам «становится взрослым». Ребенок-бунтарь, лидер. Возможны варианты от робин гуда («маленький взрослый») до криминального авторитета.


2.       Пренебрегающий родитель.
Родитель, которого «мало» в жизни ребенка. Много разлук. «Воскресный папа». Непонятно, то ли есть родитель, то ли нет.

Варианты реакции ребенка:
А. Тревожная привязанность. Ребенок «висит» на родителе, пытается привязать его к себе с помощью болезни или плохого поведения.

Б. Перемещенная привязанность. Привязывается к кому-то другому.
В. Избегающая привязанность. Фактически означает отказ от близких отношений. Во взрослом возрасте человек решает быть один, никому не доверяет. «Любить – это больно».
Избегающая привязанность может сформироваться и после развода родителей.

3.       Амбивалентная (токсичная) привязанность.
Нить привязанности как будто отравлена. Ребенок получается и что-то хорошее, и что-то очень плохое (насилие, использование). «Любовь – это насилие». Обычные отношения выросшему ребенку кажутся пресными, скучными. «Бьет – значит, любит».
В России много людей с такими травмами. Формируют себе псевдоконтейнер с помощью власти и богатства, неудовлетворенная потребность к безопасности. Прорывы аффекта, флеш-бэки в травму.

Травмы передаются через поколения, ребенок может «считывать» травмы родителей. Например, демонстрирует тревожную привязанность, если у мамы была такая травма покинутости в детстве.


Комментариев нет:

Отправить комментарий