Как проходит гештальт-сессия
Сразу должна признаться, что любые подобные схемы
всегда условны, и главная причина тому - сам гештальт-метод, который
предполагает спонтанность и свободу выражения клиента. Эта свобода, разумеется,
имеет свои границы. Но ни один гештальт-терапевт не будет предлагать клиенту
какой-то план или схему работы. Тем более что терапевты разные и клиенты тоже.
Так что цель данной статьи не обозначить, «как
надо», а скорее снять тревожность по поводу того, что же это за гештальт такой
и что там такое страшное и неведомое на консультациях происходит. Есть такие
тревожные люди, я сама к ним отношусь)
Преконтакт
Естественно,
что сразу с места в карьер пускаются далеко не все: даже чтобы выстрелить,
нужно прицелиться. Каждый человек индивидуален: кому-то требуется больше
времени, чтобы собраться с мыслями, кому-то меньше. В начале сессии Т. и К.
могут обсуждать посторонние темы, К. может делиться переживаниями, как прошло
время между встречами, могут обсуждаться прошлая сессия и изменения в жизни К.
после нее, и т. п.
Преконтакт
— важная стадия возникновения, укрепления и поддержания взаимного доверия. Если
К. на этой стадии что-то насторожило, дальнейший процесс пойдет со скрипом,
если вообще пойдет.
Вторая
важная задача этого этапа — установление контакта со своими чувствами, когда К.
определяет для себя основную тему или проблему, с которой он хотел бы работать
(Несколько упрощая, можно сказать, что слово «гештальт» как раз и обозначает
такую фигуру (см. сноску). Для возникновения фигуры необходимо свободное
пространство преконтакта: если она принесена в сессию как «домашняя заготовка»,
есть риск, что это надуманная, неактуальная фигура, а значит, с ней будет
сложно работать.
Ну
например, приходит мама, предъявляет фигуру «сделайте что-нибудь с моим
ребенком», а что с ним может сделать Т., не видя его перед глазами?) Это пример
плохой фигуры. Хорошая фигура нуждается в переформулировании: «Я не могу
справиться со своими сыном».
Оформление и разворачивание фигуры
Есть,
конечно, клиенты, которые сами не понимают, чего хотят. Они могут осознавать,
что «все плохо», но не знать, а что же конкретно нужно изменить. И в этом
случае фигура тоже есть! Она как раз и заключается в том, что «все плохо», и
дальше Т. может развернуть: а что плохо, а как это ощущает К., а что бы
поменять и как.
Есть еще
более тяжелые случаи, когда К. скачет с темы на тему, как белка по веткам, и
остановить его не так-то просто. И в этом случае Т. тоже увидит фигуру и
предложит ее К.: она заключается в этих скачках.
А так, в
простом случае или в ситуации, когда консультация уже не первая, и К. уже
представляет круг интересующих его тем и проблем, может быть выбрана одна тема,
(естественно, ее выбирает К.), которую Т. и К. впоследствии исследуют. Дальше
должно бы следовать длинное перечисление приемов, как это делает Т., но это уже
профессиональная часть, а нас сейчас интересует сторона клиента.
На самом
деле разворачивание фигуры или фигур, если она не одна (а так бывает часто) —
основное содержание терапевтических сессий. Т. и К. вместе исследуют, как
устроена жизнь К.: что в ней К. устраивает, а что нет, и как К. организует себе
ту часть, которая не устраивает. В этом всегда есть ответственность самого
человека, и задача К. и Т. здесь — установить истину, найти, в чем эта
ответственность заключается. Это таинственный и немного детективный процесс,
который строится на гипотезах и предположениях терапевта, подтверждающихся
личным опытом К.)
Точка трудности
Это
кульминационный момент сессии. Он может произойти раз в несколько встреч, может
— несколько раз в процессе одной встречи. Если К. не готов раскрыться
настолько, чтобы оказаться в этой точке, то такой момент может вообще не
наступить
Точка
трудности — это момент ступора К., когда в процессе разворачивания своей темы
он внезапно понимает, что зашел в тупик. Он начинает видеть свою сложность, и
это неприятно, и это точка, из которой он не знает, как выйти (даже знать, как
правильно, еще не значит так и делать), при этом К. переживает сильные
негативные чувства. Как правило, раньше из этой точки К. убегал (потому что
если бы не убегал, нашел бы выход без терапии), и в ней ему оставаться либо
непривычно, либо просто эмоционально тяжело.
В точке
трудности очень важна, с одной стороны, настойчивость терапевта, чтобы К. из
этой точки не сбежал и «получил по полной», в смысле, ясно понял, в чем
проблема. Только в этом случае появится реальный шанс что-то изменить. А с
другой стороны, в этой точке очень важна поддержка терапевта в смысле уважения
к клиенту и поддержания его самооценки и самоуважения.
Пример:
женщина приходит с запросом «как мне жить сохранить семью с пьющим мужем», и в
процессе терапии приходит к выводу, что никак она не сможет с ним жить
счастливо. В этом ее точка трудности: она осознает, что надежды на лучшее
будущее в браке уже нет, но ресурсов, чтобы уйти от мужа, у нее тоже нет в
данной точке. Со стороны эта ситуация кажется простой и очевидной, но на самом
деле выйти из созависимых отношений самостоятельно может быть очень непросто.
Точка трудности у каждого своя.
Эксперимент
Эксперимент
направлен на то, чтобы К. получил новый опыт. Как по-старому, он уже знает, на
эти грабли неоднократно наступал. Но он не знает, как по-другому. В жизни
попробовать что-то другое он не может, иначе давно бы уже это сделал. Поэтому
важно ощутить новый опыт, прожить его в безопасной ситуации, там, где точно
поддержат, т. е. с терапевтом.
Для
эксперимента есть разные специальные гештальт-техники и упражнения: пустой
стул, арт-техники (рисование, письмо), проецирование своей ситуации на кукол
или игрушки и т. п. - техник может быть много. Здесь у каждого Т. свои
методы, и выбор метода на самом деле не очень важен. Какой-то конкретной
техники может и не быть, п.ч. новый опыт К. может получить и в процессе разговора:
например, Т. может поделиться своим видением проблемы К., и это видение
окажется совсем не таким, как К. ожидал.
К
примеру, К. привык считать, что его никто не уважает, п.ч. он сам постоянно
обесценивает себя. В этом случае поддерживающие слова Т. могут дать новый опыт
о том, что уважение со стороны других людей все же возможно. А раз уважают
другие, значит, и я себя тоже могу уважать.
Ассимиляция (завершение)
Ассимиляция
— как бы «переваривание» всего, что произошло в сессии. Как показывает
практика, за один час в случае хорошей работы с клиентом успевает произойти
очень много всего) Так что не всегда потом удается «вспомнить все» (был такой
фильм со Шварценнегером). В завершении работы важно вовремя остановиться и
оставить время на возвращение в обычную жизнь, за пределы кабинета, куда шагнет
через несколько минут уже немного другой человек. Эта пауза очень важна, потому
что переживания, с которыми встречается К. в сессии, болезненны, и задача Т. на
данном этапе — вернуть К. в ресурсное и адекватное реальности состояние. Для
этого необходимо завершить процесс разворачивания фигуры, даже если он идет
очень интенсивно, и попробовать подвести некий итог. Есть такие любимые
гештальтистами вопросы: «С чем ты завершаешься? Что берешь с собой из сессии?»
- как и все стандартное, я их не очень люблю) Но они помогают узнать, что
действительно важного произошло с К., потому что здесь точки зрения Т. и К.
могут не совпадать)
Между сессиями
По
этическим правилам Т. и К. между сессиями могут общаться дистанционно только по
организационным вопросам. Но здесь границы общения устанавливает все же
конкретный Т.: некоторые предпочитают знать, что происходит с К. между
сессиями, хотя бы в общем, особенно если сессии по каким-то причинам
нерегулярны.
Некоторые
терапевты предлагают К. «домашнее задание»: это может быть упражнение по теме
прошедшей сессии или какая-то конкретная рекомендация.
Поскольку
время между сессиями обычно насыщено для К. перевариванием полученной
информации и получением нового опыта с учетом этой информации, терапевты обычно
шутят, что на самом деле весь терапевтический эффект происходит вне встреч) Так
что перерывы между консультациями тоже очень и очень важны.
Сноска. Gestalten (нем.) переводится
как «облечь в форму, придать значимую структуру». В процессе сессии клиент с помощью терапевта как
раз и создает некие формы, фигуры, которые опираются на его глубинные потребности
и желания. Например, потребность клиентки – разделить с кем-то свое
одиночество, фигура («гештальт») – замужество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий