Как проходит гештальт-сессия

Как проходит гештальт-сессия

Сразу должна признаться, что любые подобные схемы всегда условны, и главная причина тому - сам гештальт-метод, который предполагает спонтанность и свободу выражения клиента. Эта свобода, разумеется, имеет свои границы. Но ни один гештальт-терапевт не будет предлагать клиенту какой-то план или схему работы. Тем более что терапевты разные и клиенты тоже.

Так что цель данной статьи не обозначить, «как надо», а скорее снять тревожность по поводу того, что же это за гештальт такой и что там такое страшное и неведомое на консультациях происходит. Есть такие тревожные люди, я сама к ним отношусь)

Преконтакт
Естественно, что сразу с места в карьер пускаются далеко не все: даже чтобы выстрелить, нужно прицелиться. Каждый человек индивидуален: кому-то требуется больше времени, чтобы собраться с мыслями, кому-то меньше. В начале сессии Т. и К. могут обсуждать посторонние темы, К. может делиться переживаниями, как прошло время между встречами, могут обсуждаться прошлая сессия и изменения в жизни К. после нее, и т. п.
Преконтакт — важная стадия возникновения, укрепления и поддержания взаимного доверия. Если К. на этой стадии что-то насторожило, дальнейший процесс пойдет со скрипом, если вообще пойдет.
Вторая важная задача этого этапа — установление контакта со своими чувствами, когда К. определяет для себя основную тему или проблему, с которой он хотел бы работать (Несколько упрощая, можно сказать, что слово «гештальт» как раз и обозначает такую фигуру (см. сноску). Для возникновения фигуры необходимо свободное пространство преконтакта: если она принесена в сессию как «домашняя заготовка», есть риск, что это надуманная, неактуальная фигура, а значит, с ней будет сложно работать.
Ну например, приходит мама, предъявляет фигуру «сделайте что-нибудь с моим ребенком», а что с ним может сделать Т., не видя его перед глазами?) Это пример плохой фигуры. Хорошая фигура нуждается в переформулировании: «Я не могу справиться со своими сыном».

Оформление и разворачивание фигуры
Есть, конечно, клиенты, которые сами не понимают, чего хотят. Они могут осознавать, что «все плохо», но не знать, а что же конкретно нужно изменить. И в этом случае фигура тоже есть! Она как раз и заключается в том, что «все плохо», и дальше Т. может развернуть: а что плохо, а как это ощущает К., а что бы поменять и как.
Есть еще более тяжелые случаи, когда К. скачет с темы на тему, как белка по веткам, и остановить его не так-то просто. И в этом случае Т. тоже увидит фигуру и предложит ее К.: она заключается в этих скачках.
А так, в простом случае или в ситуации, когда консультация уже не первая, и К. уже представляет круг интересующих его тем и проблем, может быть выбрана одна тема, (естественно, ее выбирает К.), которую Т. и К. впоследствии исследуют. Дальше должно бы следовать длинное перечисление приемов, как это делает Т., но это уже профессиональная часть, а нас сейчас интересует сторона клиента.
На самом деле разворачивание фигуры или фигур, если она не одна (а так бывает часто) — основное содержание терапевтических сессий. Т. и К. вместе исследуют, как устроена жизнь К.: что в ней К. устраивает, а что нет, и как К. организует себе ту часть, которая не устраивает. В этом всегда есть ответственность самого человека, и задача К. и Т. здесь — установить истину, найти, в чем эта ответственность заключается. Это таинственный и немного детективный процесс, который строится на гипотезах и предположениях терапевта, подтверждающихся личным опытом К.)

Точка трудности
Это кульминационный момент сессии. Он может произойти раз в несколько встреч, может — несколько раз в процессе одной встречи. Если К. не готов раскрыться настолько, чтобы оказаться в этой точке, то такой момент может вообще не наступить
Точка трудности — это момент ступора К., когда в процессе разворачивания своей темы он внезапно понимает, что зашел в тупик. Он начинает видеть свою сложность, и это неприятно, и это точка, из которой он не знает, как выйти (даже знать, как правильно, еще не значит так и делать), при этом К. переживает сильные негативные чувства. Как правило, раньше из этой точки К. убегал (потому что если бы не убегал, нашел бы выход без терапии), и в ней ему оставаться либо непривычно, либо просто эмоционально тяжело.
В точке трудности очень важна, с одной стороны, настойчивость терапевта, чтобы К. из этой точки не сбежал и «получил по полной», в смысле, ясно понял, в чем проблема. Только в этом случае появится реальный шанс что-то изменить. А с другой стороны, в этой точке очень важна поддержка терапевта в смысле уважения к клиенту и поддержания его самооценки и самоуважения.
Пример: женщина приходит с запросом «как мне жить сохранить семью с пьющим мужем», и в процессе терапии приходит к выводу, что никак она не сможет с ним жить счастливо. В этом ее точка трудности: она осознает, что надежды на лучшее будущее в браке уже нет, но ресурсов, чтобы уйти от мужа, у нее тоже нет в данной точке. Со стороны эта ситуация кажется простой и очевидной, но на самом деле выйти из созависимых отношений самостоятельно может быть очень непросто. Точка трудности у каждого своя.

Эксперимент
Эксперимент направлен на то, чтобы К. получил новый опыт. Как по-старому, он уже знает, на эти грабли неоднократно наступал. Но он не знает, как по-другому. В жизни попробовать что-то другое он не может, иначе давно бы уже это сделал. Поэтому важно ощутить новый опыт, прожить его в безопасной ситуации, там, где точно поддержат, т. е. с терапевтом.
Для эксперимента есть разные специальные гештальт-техники и упражнения: пустой стул, арт-техники (рисование, письмо), проецирование своей ситуации на кукол или игрушки и т. п. - техник может быть много. Здесь у каждого Т. свои методы, и выбор метода на самом деле не очень важен. Какой-то конкретной техники может и не быть, п.ч. новый опыт К. может получить и в процессе разговора: например, Т. может поделиться своим видением проблемы К., и это видение окажется совсем не таким, как К. ожидал.
К примеру, К. привык считать, что его никто не уважает, п.ч. он сам постоянно обесценивает себя. В этом случае поддерживающие слова Т. могут дать новый опыт о том, что уважение со стороны других людей все же возможно. А раз уважают другие, значит, и я себя тоже могу уважать.

Ассимиляция (завершение)
Ассимиляция — как бы «переваривание» всего, что произошло в сессии. Как показывает практика, за один час в случае хорошей работы с клиентом успевает произойти очень много всего) Так что не всегда потом удается «вспомнить все» (был такой фильм со Шварценнегером). В завершении работы важно вовремя остановиться и оставить время на возвращение в обычную жизнь, за пределы кабинета, куда шагнет через несколько минут уже немного другой человек. Эта пауза очень важна, потому что переживания, с которыми встречается К. в сессии, болезненны, и задача Т. на данном этапе — вернуть К. в ресурсное и адекватное реальности состояние. Для этого необходимо завершить процесс разворачивания фигуры, даже если он идет очень интенсивно, и попробовать подвести некий итог. Есть такие любимые гештальтистами вопросы: «С чем ты завершаешься? Что берешь с собой из сессии?» - как и все стандартное, я их не очень люблю) Но они помогают узнать, что действительно важного произошло с К., потому что здесь точки зрения Т. и К. могут не совпадать)

Между сессиями
По этическим правилам Т. и К. между сессиями могут общаться дистанционно только по организационным вопросам. Но здесь границы общения устанавливает все же конкретный Т.: некоторые предпочитают знать, что происходит с К. между сессиями, хотя бы в общем, особенно если сессии по каким-то причинам нерегулярны.
Некоторые терапевты предлагают К. «домашнее задание»: это может быть упражнение по теме прошедшей сессии или какая-то конкретная рекомендация.
Поскольку время между сессиями обычно насыщено для К. перевариванием полученной информации и получением нового опыта с учетом этой информации, терапевты обычно шутят, что на самом деле весь терапевтический эффект происходит вне встреч) Так что перерывы между консультациями тоже очень и очень важны.


Сноска. Gestalten (нем.) переводится как «облечь в форму, придать значимую структуру». В процессе сессии клиент с помощью терапевта как раз и создает некие формы, фигуры, которые опираются на его глубинные потребности и желания. Например, потребность клиентки – разделить с кем-то свое одиночество, фигура («гештальт») – замужество. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий