Принципы гештальт-терапии


Давайте рассмотрим, по каким принципам и как работает гештальт-терапевт

1. Принцип личной ответственности и свободы выбора клиента.
Вы и только вы сами отвечаете за все, что происходит с вами в этой жизни. Психотерапевт не может переделать ваше окружение, если, например, у вас проблемы в общении с детьми или родителями. Он даже не может выносить какие-то суждения по этому поводу – ведь все, что происходит за пределами психотерапевтического кабинета, известно ему только с ваших слов.
Но мы можем разобрать эти ситуации и найти тот способ общения, который подойдет лично вам. А дальше уже вы будете решать, что делать.
Психотерапевты не дают советов и не пытаются повлиять на клиента. Иногда каждому из нас хочется найти наставника, который подскажет, поможет сделать правильный выбор – как правило, это следствие недостатка родительской любви, которой большинство из нас «недополучили». Однако психотерапевт не наставник и не родитель, он только помогает вам, но никогда не решает за вас. Вы и только вы определяете, чего хотите от терапии, сколько она будет длиться, над чем мы будем работать, насколько полезно и важно для вас то, что вы получаете на сессиях.

2. Принцип осознанности.
Некоторые вопросы терапевта могут показаться вам лишними или непонятными:
 - Что ты чувствуешь?
 - Чего ты хочешь в этой ситуации?
 - Зачем ты совершаешь те или иные поступки?
 - А как ты сам относишься к этому человеку?
Основной принцип гештальт-терапии – помощь в осознавании клиентом своих чувств, мыслей и желаний. Очень часто, особенно находясь в какой-то острой ситуации, мы не понимаем, что с нами происходит. И именно это становится причиной, по которой мы не можем безболезненно из нее выйти – мы ищем решение вместо того, чтобы остановиться и задуматься, а чего же мы, собственно, хотим.
И это не говоря о том, что мы живем в такое время, когда наше окружение на работе, дома и даже реклама в телевизоре постоянно диктуют нам, как жить, что делать, чего желать – тогда мы теряем себя и забываем, а где же во всем этом мы сами. Иногда это достигает такой степени, что терапевты говорят о личностном кризисе – ощущении, что жизнь зашла в тупик и непонятно, куда двигаться дальше.
Терапевт помогает клиенту осознавать чувства и желания, ценить их, снова найти себя и жить счастливо.

3. Принцип «здесь и сейчас».
Все наслышаны о психоанализе З. Фрейда, который направлен на глубокий анализ детства и детских переживаний. Большинство тех, кто интересуется психологией, знает, что многие наши личностные «беды» (страхи, негативные установки и модели поведения) «привиты» нашими родителями и тянутся из прошлого.
Однако гештальт-терапия основана на прямо противоположном принципе – актуальности текущего момента, который мы называем «здесь и сейчас». Это значит, что мы рассматриваем только то, что важно для вас сегодня, сейчас, в формате конкретной сессии. Даже если вы пришли с желанием решить свои долговременные проблемы с работой – и внезапно решили поговорить на сессии об отношениях с матерью. Психотерапевт вас поддержит: неважно содержание вашего запроса, важно, что сейчас для вас актуален именно он, а не что-то другое. И с этой точки зрения детские переживания важны только тогда, когда они имеют значение для вас «здесь и сейчас».
Кроме того, сожалея о прошлом и беспокоясь о будущем, мы забываем о том, что наша жизнь в это время проходит. Психотерапия учит осознавать, что с нами происходит прямо сейчас – в момент, когда мы заходим в кабинет терапевта или когда рассказываем о какой-то значимой для себя ситуации.
Уникальность этого принципа в том, что он позволяет учиться не уходить в сторону, не «пилить опилки» и ценить значимость настоящего.

4. Принцип поля и диалога.
Этот принцип продолжает «здесь и сейчас», но является более широким. Поле – это весь контекст вашей жизни, который начинается в кабинете психотерапевта и заканчивается далеко за его пределами. В поле включается и жизнь терапевта, у которого есть свои взгляды, свой опыт, свой личные желания и устремления. В кабинете мы встречаемся с вами, чтобы вступить в то, что в гештальте называется экзистенциальный диалог, в терапевтические отношения, в которых проявится ваше поле.
Поле едино и везде повторяет себя: все, что происходит за пределами кабинета, находит свое продолжение в момент сессии во время диалога. Это значит, что в отношениях с терапевтом обязательно проявятся ваши привычки и манеры поведения в отношениях с другими людьми: терапевт может напоминать вам вашу строгую маму или старшую сестру, которую вы привыкли, например, не воспринимать всерьез. Если вы пришли на сессию в раздраженном состоянии, вы найдете в кабинете или поведении психотерапевта то, что будет раздражать вас, если привыкли не доверять другим – ваше недоверие «всплывет» и по отношению к терапевту.
Поэтому мне важно обращать ваше внимание на то, что происходит между нами, даже если кажется, что это «уводит в сторону»:
- Слышишь ли ты меня сейчас? Как ты понял мои слова?
- Кого я тебе напоминаю, кто вел себя так же по отношению к тебе?
- Как ты делаешь вывод, что я к тебе плохо отношусь или не понимаю тебя?

5. Принцип поддержки, безопасности и обратной связи.
Наверное, главное, что ищет человек в кабинете психотерапевта,– чтобы его не осуждали, выслушали, приняли таким, какой он есть. В гештальт-терапии это называется «безопасность». Безопасность  – это наша базовая потребность, ключевое желание. Там, где нам ничего не угрожает, мы можем раскрыть себя полностью. Понимая, что во время сессии речь неизменно заходит о самом больном и сложном, терапевт обязательно вас поддержит, поделится личным опытом переживания похожих ситуаций.
Не менее важен и принцип обратной связи. Мы живем, будучи окружены людьми, которые часто говорят «за глаза» одно, а в глаза – другое. Психотерапевт по мере возможности будет давать вам искренний отклик, настоящую реакцию на ваше поведение, а не то, что «положено» или «правильно» говорить в таких случаях:
 - Мне жаль, что ты осуждаешь себя.
 - Я злюсь, когда ты говоришь о своих родственниках, которые на тебя давят.
 - Я очень хочу, чтобы твои желания и мечты осуществились.
Это не значит, что психотерапевт всегда будет с вами согласен и поддержит любое ваше поведение – но ведь вы пришли, чтобы узнать настоящего себя и измениться?

6. Направленность на процесс, а не на результат.
Любая психотерапия работает не с целями, которых добивается клиент, а с его личностью. По этой причине и по причине принципа поля (в поле значимо все, а не только то, что вы пришли наладить свои отношения с мамой) психотерапия может занять гораздо больше времени, чем вы ожидали, и «вскрыть» проблемы и черты вашей личности, о которых раньше вы даже не догадывались. Может выясниться, что, чтобы «наладить отношения с мамой», нужно много сессий оплакивать боль, которую она причинила вам в детстве. Иногда женщина приходит, чтобы разобраться в отношениях с мужем – и в результате обнаруживает, что никогда его не любила и хочет развестись.
Я, например, пришла к гештальт-терапевту в момент, когда поняла, что не реализовываю себя в полной мере и хочу найти себя заново, прежде всего в профессии, в карьере. Казалось, что моя цель – это социальный успех, хороший заработок и насыщенная активная жизнь. Но чем больше мы работали с терапевтом, тем больше обнаруживалось, что на самом деле мне хочется совсем другого. Меньше всего я ожидала, что моим призванием в результате этого станет гештальт-терапия, а также роль жены и матери.
Строго говоря, психотерапевта не очень интересуют ваши цели: ему интересно, как вы организовываете отношения с другими людьми, как вы мешаете себе достигать желаемого, как вы привыкли мешать себе жить. Психотерапия направлена на ваше осознавание всех этих процессов, которое и меняет в конечном итоге вашу жизнь, порой весьма непредсказуемым образом.
Так что подумайте хорошенько, готовы ли вы к переменам) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий